Как правильно выбрать хороший детский сад для ребёнка: негласные факторы - откровение педагога

Обновлено:

Каждую маму волнует вопрос: как при поступлении в ДОУ сохранить малышу семейную среду в окружении близких любящих его людей, в которой он находился первые 3 года своей жизни? Интернет даёт разные ответы. И это здорово! Но, не сполна!

В этой статье вы узнаете о негласных факторах, которые помогут выбрать ДОУ и сделать вашего малыша счастливым, даже вне семьи.

Все привыкли к пониманию, что детский сад – это отдых, вкусное питание, образование, воспитание, игры, развлечения, одним словом:

Детский сад – райский сад!

Да, и он может стать райским для ребёнка, но далеко не для каждого.

О типах и видах ДОУ, о воспитательном и образовательном процессах, о питании и досуге дошкольников вы легко можете узнать на любом дошкольном сайте. Сейчас я хочу поговорить о том, чего не напишут.

Когда родители приходят в д/с рано утром, в основном их встречает добрый улыбающийся педагог. Так положено по рабочей инструкции.  Проводить занятия — это тоже положено по инструкции. Воспитательный процесс, режимные моменты, досуги – всё прописано в должностной инструкции, которую работник обязан выполнять, сейчас мы говорим об отношениях.

Тогда почему дети плачут, не хотят идти в детский рай?

Много можно услышать версий. Причин, действительно, существует не мало. Но...существуют и негласные факторы, которые не учитываются родителями, да и педагогами зачастую, что греха таить, человеческий фактор никто не отменял. Об одних из немногих я и расскажу вам. 

Фактор 1.  Миф про райский сад, внушённый родителям.

Сотрудники образовательно-воспитательных услуг всегда презентуют родителям детские учреждения, как каждодневный праздник, рисуют образы счастливого пребывания ребёнка в детском саду. Это далеко не всегда так.

Прежде всего дошкольное учреждение – это РАБОТА для ребёнка, труд, волевые усилия, терпение, смирение, ответственность. И не по-детски. Как в большом взрослом мире. И это хорошо!

Ребёнок должен быть готов к взаимодействию с внешней средой. Когда ребёнок оказывается вне семьи, перед ним встают задачи правильного существования, правила общества, которые он должен выполнять.

Я всегда говорила об этом родителям,  оберегая их от иллюзий. Более того, я рекомендовала искусственно создавать сложные ситуации, приучая ребёнка решать их самостоятельно, пока он под их опекой. Потому что, когда он вырастет, рядом может не быть родителей, да и не всегда они смогут помочь. Тогда учить будет только жизнь и иногда очень больно.

В основном у родителей наоборот включается обратная реакция - защитить своё чадо от всех проблем. Они не понимают, что своей любовью разрушают судьбу ребёнка. Такую слепую любовь называют ложной. Истинная любовь делает ребёнка счастливым! 

Фактор 2. Жестокая правда

Не доверяйте беспредельно воспитателю, когда он дружелюбно улыбается во время утреннего приёма. Это модель поведения, тоже прописанная в инструкции.

Воспитатель – это закон в группе, он делает обстановку комфортной или дискомфортной, причём индивидуально для каждого ребёнка. В группе нет посторонних глаз, воспитатель действует без «маски», прописанной в инструкции. От его настроения, поведения, интеллекта и воспитания, индивидуальных симпатий и антипатий зависят все малыши.

Большая неправда, когда воспитатели говорят, что они любят всех детей и одинаково, - «...для меня все дети равны...»  Изначально по природе это не может быть правдой! Легко проверить. Вы сильно любите НЕ СВОИХ детей? И как это: «любить одинаково всех» таких разных детей?

Когда мы встречаемся впервые с кем-либо, первое, что происходит — идёт визуальный энергетический контакт, обмен энергиями. Отношения начинают выстраиваться именно с этого момента.

У каждого из нас был опыт контакта с совершенно незнакомыми людьми, когда мы входим в какое-то незнакомое общество, просто вошли, ещё не обмолвились ни словечком ни с кем, но уже знаем к кому нас притягивает симпатия, с кем приятно пообщаться, идёт притяжение, а от кого-то отталкивает, хочется избежать общения, идёт необъяснимое отторжение.

Мы считываем друг друга!!! Люди, наполнены различной энергетической информацией поступков, когда-то совершённых ими, чистыми или не очень. От того, совпадут или оттолкнутся эти энергии, зависят наши дальнейшие отношения, другими словами, совпадут наши «пазлы» или нет. В этом процессе нет правых и виноватых. Этот механизм встроенный в нас по законам судьбы.

И вот вы знакомитесь с воспитателем, вы симпатизируете друг другу, прекрасно понимаете друг друга, ваши «пазлы» сошлись, может не понравились друг другу, тогда не сошлись «пазлы». На этой основе будут строиться дальнейшие ваши отношения.

Так же и у ребёнка, либо есть притяжение к человеку, либо нет или вообще отторжение, и вы не понимаете – такой хороший воспитатель, а ребёнок почему-то не хочет идти в группу.

По той же самой причине происходит несовпадение у педагога с ребёнком. Воспитателя необъяснимо отторгает от ребёнка, ребёнок раздражает её, и она не в силах что-либо с этим поделать.

Так вынуждены уживаться рядом друг с другом ребёнок и воспитатель до самого выпуска в школу. Но..., у воспитателя власть, она закон, ребёнок же не в равном социальном статусе с воспитателем. И, дай Бог, чтобы у неё хватило разума и сил реагировать адекватно на ребёнка, не сливать на него своё отторжение. А если нет...?

Тогда, в таких отношениях неминуемо будет психическое насилие. Если сказать мягко: воспитатель будет постоянно придираться к ребёнку, ему будет не нравиться всё в действиях ребёнка.

И даже, если не брать во внимание поведение воспитателя, ребёнок всё равно будет чувствовать дискомфорт, чувствовать нелюбовь.

Повлиять на сложившуюся ситуацию невозможно, воспитателя не уличить в каких-то «придирках» по отношению к малышу, потому что взаимодействие происходит на невидимом тонком психическом уровне. Она, возможно, и сама не осознаёт это. Ей просто не нравится этот ребёнок. Самое лучшее, что может она сделать – это меньше замечать его, не обращать на него особое внимание. 

Но равнодушие, непризнание – это тоже вид психического насилия, только пассивного.

Да, эта жестокая правда – психическое насилие – далеко не редкость в детских учреждениях!!!

Доказать, повлиять, исправить почти невозможно!

Фактор 3. Рыба гниёт с головы.

Руководство детского сада. Заведующий и старший воспитатель.

Как они относятся к своей работе, добросовестно ли выполняют свои должностные обязанности? Это не легко узнать, но всё-таки!

Контроль! И не раз от раза, а качественный контроль очень важен, а в детских учреждениях особенно.

Случалось мне наблюдать, что в группах занятия не имеют системы или проводятся не добросовестно. Прогулка превращается в «пастбище», воспитатели «пасут» детей, порой не тщательно наблюдая даже за их безопасностью. Не всегда качественное и содержание детей:   воспитатели могут использовать баночки или популярные ведёрки из-под майонеза, куда складываются оставшиеся продукты. Да и другие попустительские моменты возможны.

Контроль – это двигатель, мотор для качественной деятельности!

Фактор 4. Конструктивное решение задач приведёт к успеху

Что же делать? Как выбрать детский сад для своего малыша, в котором он будет окружён любовью и вниманием?

Не пытайтесь "сделать революцию". Все, описанные факторы - это просто человеческий фактор и, чтобы их искоренить, нужно будет убрать самого человека из процесса, что совершенно невозможно. Поэтому, решайте все задачи конструктивно, разумно понимая обстановку и принимая решения.

Никогда не вступайте в оппозицию с воспитателем группы или руководством детского сада. Все недоразумения, претензии, решайте дружелюбно. Вне всяких сомнений – это непременно отразится на вашем ребёнке! Негласно и бездоказательно. Факт! Или кардинально меняйте детское учреждение для малыша. 

Советы-рекомендации.

1. Важно уже дома искусственно погружать ребёнка в сложные социальные ситуации и наставлять их как правильно выходить из них, как правильно справляться со сложностями, пока вы рядом с ними.

Когда дети выйдут во взрослый социум, вас не будет рядом, и никто не сможет защитить их от сложных ситуаций. Ваши дети окажутся один на один с жизнью.

От того, насколько они будут приучены к самостоятельным действиям, как научатся реагировать на сложившиеся обстоятельства будет зависеть их дальнейшая судьба. Поэтому крайне важно научить детей взаимодействовать с жизнью уже сейчас, пока вы рядом.

2. При взаимодействии с воспитателем очень важно ориентироваться не на её поведение, а на внутреннее наполнение, на отношения ребёнка с воспитателем, на реакцию ребёнка.

Помните, отношения начинаются с первого контакта. Тонкая это штука, но наше внутренне наполнение – поступки, совершённые в прошлом, нас выдают.

Мы всегда притягиваемся к тем, кто нас любит. Растения поворачиваются к солнцу: к свету и теплу. Так же и люди, поворачиваются к свету и теплу, исходящему из сердца любящих или уважающих нас людей.

Если ребёнок не тянется к воспитателю, значит там нет ни света, ни тепла. А, если ребёнок ещё и протестует, мы легко списываем это на капризы с последующим наказанием за «неправильное поведение».

Безусловно не просто встретить любящего воспитателя, то хотя бы человека, способного уважать окружающих его людей.

Ищите профессионалов. Мы все хотим лечиться, учиться, обслуживаться у профессионалов. Так найдите педагога-профессионала.

Узнайте у воспитателя о его вероисповедании, о его духовности. Это стопроцентный показатель – будет ваш малыш получать признание, свет и тепло или испытывать унижения, отторжение.

3. Как понять качество работы администрации? Это сложно. Попробуйте пообщаться с разными сотрудниками выбранного детского сада, с родителями из разных групп.

Поговорите с родителями из разных групп. Лучше пообщаться с родителями не из подготовительной или старшей группы, там уже всё нормально, даже если это и не так, уже в силу вступила привычка. Люди привыкают и к плохому тоже быстро.

А вот родители младшей группы, чей ребёнок посещал д/с хотя бы год, или средней группы смогут вам рассказать, как проходят праздники, часто ли организуется досуг, приглашают ли на занятия родителей, с какой периодичностью посещают занятия заведующий или старший воспитатель, заходят ли в раздевалку при утреннем приёме детей, во время приёма пищи и как часто.

Пообщайтесь с поварами, как происходит закладка продуктов.

Только осторожно, не навредите. Как правило, не везде хорошо относятся к людям, кто «суёт свой нос не в свои дела». Вызванное, вашими вполне правомерными действиями, негативное отношение к вам, может отразиться на ребёнке в группе.

Обратитесь с просьбой о возможности поприсутствовать на режимных моментах в д/с.

Был такой случай в моей жизни. Однажды, работая в ДОУ, мы с коллективом отмечали День дошкольного работника, корпоративчик небольшой. А педагоги, как правило, в любой обстановке, беседуют в основном о детях и своих рабочих буднях. Наш коллектив не явился исключением и разговор мерно тёк в своём русле.

И в какой-то момент разговор перешёл на поваров, их конечно с нами не было. Женский коллектив всегда найдёт причину посплетничать за спиной. Один из воспитателей пожаловался на несладкие компоты, другой ещё на что-то и пошло-поехало.

И вдруг я слышу слова заведующей: "Ну, а что вы хотели? Как я могу лазить у них по сумкам? И вообще, как быть возле бочки с мёдом и ложку не облизать? Да что уж они там много что ли возьмут?"

Как гром среди ясного неба!

Вот и всё! Что тут можно сказать? Можно только догадываться об организации педагогического процесса в этом детском саду и сколько "мёда слизывает" этот горе-руководитель, занимая своё рабочее место.

А у меня так и остался в памяти её ответ. 

4. Помните: никогда противостояние не решит проблему. Оно может внешне создать такую иллюзию, что всё разрешилось по-вашему желанию. Это только внешне. А проблема уходит на невидимый план и там продолжает действовать не в ваших интересах.

Если Вы не учтёте эти рекомендации при выборе детского сада, тогда что ждёт вашего малыша?

Вполне вероятно малыш будет обречён жить в стрессовом состоянии на протяжении 5 лет до выпуска в школу. Вы бы смогли так? А у него нет вариантов. Так мы ломаем своих детей, не осознавая этого. Потом недоумеваем, почему он у меня такой не уверенный, замкнутый, не имеет своего мнения или наоборот - наглый, хам, грубиян, агрессивный.

Уж простите за негативную статью, но может она кому-то поможет избежать неприятностей?

Удачи вам в выборе детского сада для вашего малыша! Пусть его нахождение там станет счастливым, среди любящих и уважающих его людей!

Буду очень рада вашим откликам! Напишите своё мнение в комментариях или поделитесь статьёй, может это кому-то поможет.

3 комментария

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

И еще хочу добавить: многие выводы можно сделать из наблюдений. Например, можно понять, как воспитывает детей нянечка лет 70-и, которая увидев меня в шапке Снегурочки (я привела мальчика в садик), мне - незнакомому человеку, делает выговор: "Почему Вы ходите сюда в таком наряде? Дома так ходите!..."

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Да, Ирина, я с Вами согласна во многом. Самое главное, найти "правильного" воспитателя. И при этом важно ориентироваться на реакцию ребенка. Мой воспитанник - мальчик 2-х лет начал ходить в садик на 1 час. Получилось так, что в их группе заболела воспитатель, его временно перевели в другую группу, где дети были чуть старше. И, когда настал момент возвращаться в первую группу, он наотрез отказался идти в эту комнату, он сам выбрал второго воспитателя. Родители написали заявление о переводе.
А вообще, если ребенок не хочет идти в детский сад и плачет, стоит родителям детальнее присмотреться к обстановке и воспитателям, иначе мы , действительно, "ломаем" ребенка...
Ирина, Вы написали нужную статью, но я с Вами не соглашусь, что детский сад - это райский сад))). Этот стереотип уходит, родители умнеют...

Аватар комментатора Ирина Аверина Автор: Ирина Аверина

Благодарю, Наталья, за Ваш подробный отзыв! Только исправим одно маленькое недоразумение. Я наоборот призвала читателя присмотреться к устаревшему и навязанному нам стереотипу, что "Детский сад - это райский сад". Именно это я и хотела мягко "разгромить" своей статьей. И я очень благодарна Вам за Ваше внимание к ней.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение