Как правильно общаться педагогу с родителями дошкольников, из личного опыта

Обновлено:

Здравствуй, дорогой мой читатель! Вы зашли на эту статью и я несказанно рада быть полезной для Вас. 

Будучи профессионалом в области педагогики мне довелось работать и с детьми дошкольного возраста, где я успешно реализовывала свои проекты воспитания и образования, базирующихся на построении доверительных отношений и нравственном воспитании с опорой на историю наших предков.

Каждый педагог знает, как не легко порой взаимодействовать с родителями уже полюбившихся ребяток. Несомненно они в бОльшей степени  озадачены обучением и воспитанием своих малышей, но , к сожалению, большая часть времени уходит на добывание средств для жизни, для материального комфорта, для обучения своих детей.

Хочу поделиться своим опытом, как я переориентировала приоритеты родителей от рутинной работы на активную жизнь в группе и в этом помогли мне мои дети. Конечно от этого рутины не поубавилось, но приоритетом в жизни каждой семьи стала наша жизнь в группе единой семьёй.

Это откровение может быть полезным не только для педагогов, так же и для родителей, и даже может быть более актуальным. Потому что душевное удовлетворение родителей зависит от благополучия их детей. Поэтому, я поставила на первое место общую задачу, как сделать ребёнка счастливым.

Ведь это же правда? Сердце каждого родителя озабочено счастьем своего дитя.

Добрые доверительные отношения - ключ к решению задач

Когда мне доверили этих «крошечек», я вдруг поняла, что прикоснулась к удивительному и не простому миру: каждая семья — это индивидуальный уклад и стиль жизни,  у каждого  её представителя свой характер, свои желания, свои интересы; каждый малыш – это необыкновенная личность, ещё не знающая правил жизни, но тоже уже со своим характером, интересами, желаниями.

Это было очень важно понимать, чтобы построить добрые доверительные отношения близких родных людей, которых связывает одна цель, одна самая заветная мечта: сделать ребёнка счастливым. Именно это и явилось первостепенной задачей в работе.

Для решения поставленной задачи необходимо было уйти от стандартного общения с родителями, от модели поведения «воспитатель – родитель» и занять позицию: «я – ПОМОЩНИК в становлении и развитии ответственного, высоконравственного, инициативного и творческого человека с активной жизненной позицией, в кропотливом тонком оттачивании честной, справедливой, жизнерадостной, многогранной личности».

Мы можем сделать ребёнка счастливым

На самой первой встрече рассказала о себе и попросила родителей принять меня в свою семью, потому что общую задачу: как сделать так, чтобы ребёнок был счастливым, мы решать будем вместе. Заметьте: не воспитывать правильно ребёнка, а как сделать так, чтобы он стал счастливым. Очень важно продумывать каждое слово, каждую фразу, чтобы люди увидели и почувствовали искреннее доброе участие в их интересах.

А что может сделать нашего ребёнка счастливым? Простым вопросом я призвала родителей вникнуть: «Что делает НАС счастливыми?» Ох, и страстная была дискуссия. Перебрали все варианты счастья. Ко всеобщему удивлению сделали вывод, оказывается ни машина, ни квартира, не финансовое благополучие и прочее. Вроде бы простой вопрос, всё понятно.

Это как солнце светит. Ну, знаем мы, что такое Солнце, не удивить. Солнце и Солнце. Но, когда мы концентрируем внимание на Солнце, тогда начинаем понимать красоту, радость, исходящую от Него, тепло и что оно значит для жизни.

Следующим вопросом я снова погрузила родителей в их личный опыт: «С кем нам больше всего хочется общаться, к кому нас больше всего тянет, для какого человека ХОЧЕТСЯ сделать что-то хорошее?». (Продолжительная пауза для осмысления вопроса и начало дискуссии. Если заговорить самой и ответить, значит, проиграла, не получить ожидаемого результата).

Вывод вывели сами: Нас, лично, притягивают люди красивые, умные, культурные, деликатные.  Грамотно выстроенные отношения являются основой для внешнего и внутреннего благополучия. Вот так наметились сами собой первые шаги в формировании привлекательной личности.

Как дети помогали мне воспитывать родителей

И потекла повседневная незаметная работа по созданию нашей большой семьи. Началась работа по оттачиванию каждой личности: формирование навыков самообслуживания, самостоятельности, различных моделей поведения. Давала детям максимальную самостоятельность во всех отношениях жизни в группе, с применением волевых усилий.

Естественно начались и трудности: всё, чему я учила детей в детском саду, не редко утрачивалось дома в семье.  Некоторые родители не слышали меня.  Например, одеваясь на прогулку, я только проверяла, как оделся ребёнок и, естественно завязывала такие трудные для них шнурочки, всё остальное дети делали сами, даже пуговицы застёгивали ВМЕСТЕ, не я. 

Но утром наблюдаю картину как родители, торопясь на работу быстро раздевают ребёнка, делая за него всю его работу.  Мои просьбы, не лишать ребёнка самостоятельности, не всегда находили отклика. Тогда я решила воздействовать на родителей через их же детей.

Я призывала ребёнка к самостоятельности путём напоминания о том, как он вырос, каким стал большим, многому научился по сравнению с ляльками из ясельной группы. «Не разрешай маме себя одевать, скажи: мама, я уже большой, я сам умею». При чём, говорила тут же в присутствии родителей. И ребёнок сразу забирал инициативу в свои руки. Так мы с ребятами отучили всех родителей делать разные действия за них — детей.

И подобных примеров много, где РЕБЯТА ПОМОГАЛИ мне «работать с родителями». На следующей встрече мы долго говорили, как погружаться в мир ребёнка, чтобы стать для него другом, соратником, о двуликой любви родителей к своему ребёнку.

Как мы теряем счастье и благополучие своих детей в погоне за материальными благами

Много говорили, как в бесконечной повседневной суете, в погоне за материальными благами мы теряем самое главное в своей жизни – это счастье и благополучие детей. Я спросила их: «Когда вы в последний раз видели восход солнца, когда остановились рассмотреть капельки изумрудной росы на листве, когда присели в траву, чтобы услышать пение птиц, посмотреть на их жизнь, посмотреть на небо, плывущие облака?»

Погрузившись в личный опыт, к родителям, большинству, я уверена, судя по их высказываниям, пришло понимание, как много мы упускаем в жизни в погоне за бытовым комфортом.«Какое же счастье мы можем дать своему ребёнку, если мы с утра до вечера зарабатываем деньги?

Безусловно, одеть и накормить – это важно. Но разве это делает человека счастливым: еда, одежда? Разве материальные блага приносят счастье? Мы с вами одеты и сыты, но разве мы все счастливы? Нас постоянно что-то беспокоит, выводит из равновесия». (Хотелось убедить в важности принимать максимальное участие в личной внутренней жизни ребёнка).

Я призвала родителей, остановиться, сойти с дистанции бегов повседневной суеты и попробовать посмотреть на свою жизнь со стороны наблюдателя. Зачитала Дейл Карнеги «Письмо отца сыну». Все очень проникновенно слушали, чувствовалось: сердце тронуто. Некоторые попросили отксерить письмо для чтения дома в семье.

Мы договорились: дома каждый расставит приоритеты в своей жизни по их значимости и выявит что является самым важным в его жизни.

Истинная родительская любовь 

В первый год в работе с родителями большой очень значимой задачей стало: донести до сознания родителей разницу между истинной родительской любовью и ложной любовью.

Показать на жизненных примерах, дать им самим прочувствовать, что такое истинная любовь и что такое ложная любовь. На одной из наших встреч я медленно выразительно прочитала рассказ Н. Носова «Огурцы».  После чтения, наступила тишина.  Выдержав паузу, задала вопрос: «Кто из вас смог поступить так же как поступила с сыном мама мальчика, укравшего огурцы?».

И опять в воздухе повисла трепетная проникновенность в суть. Все единодушно признали, что не готовы отправить сына одного ночью, вернуть украденное. Тогда мы стали искать варианты: «А как же по-другому можно исправить такую ситуацию, чтобы из сына вырос честный парень?».

И тогда вновь произошла дискуссия, в которой родители общались между собой, а я наблюдала и слушала, узнавая их всё больше и больше. Они самостоятельно выдвигали решения, тут же их опровергали, делали новые и новые выводы, пока не пришли к единому мнению.

Истинная родительская любовь - это сформировать у ребёнка настоящие человеческие качества, строго следовать этому курсу без отклонений. А отклонения - это и будет ложная любовь.

А что делать с огурцами? Решили, что идти надо вместе с сыном и вернуть огурцы. Ну, уж коли время у нас сейчас такое не спокойное.

Я не умничала, а просто стала одной из них

По любому вопросу, воспитательной задаче, я не доминировала в разговоре, не умничала, не читала лекции от лидеров-педагогов о правильности воспитания. Я просто стала одной из них.

Все знают, что грамотно составленными вопросами можно управлять дискуссией в нужном направлении, поэтому путём заранее продуманных вопросов и погружения родителей в жизненную ситуацию, я вовлекала их в дискуссии и к самостоятельному принятию решения. 

На наших встречах они слушали не зачитываемые мною лекции, не меня, а друг друга, часто и много выражали свои мнения, подводили итог. Я же изучала их характер, отношение к ребёнку, к самим себе, к жизни в целом. Шаг за шагом мы развивали добрые отношения между собой.

Мы "не выносили мусор из избы" - мы соблюдали человеческую чистоплотность

У вас может возникнуть вопрос: «А как же мы поступали, если у ребёнка проявлялась черта характера, которая приносила вред и самому ребёнку, и его окружению. Ведь не секрет в жизни группы регулярно возникают отрицательные социальные ситуации, которые невозможно решить без участия родителей в целях воспитания?»

Безусловно, в группе текла жизнь со всеми её подводными камнями, так же как и в нашей взрослой жизни. Все негативные ситуации мы стремились решать тоже самостоятельно, что называется не выносить мусор из избы. И если нужно было участие родителей, то только в целях формирования у ребёнка совестливости и неудобства от проступка и только в самых крайних редчайших случаях.

Всякий раз стремилась с каждым говорить на его языке. Нет смысла говорить, как плохо вёл сегодня себя Саша, или Серёжа. Надо понимать: им ПОЛОЖЕНО вести себя не по тем рамкам и формулам, которые прописали взрослые. Они ведь ещё маленькие и не знают мира взрослых и их правил.

Каждый раз я находила добрые слова о ребёнке, о его талантах. Не слащавила, не стремилась ублажить их слух, не стремилась им понравиться, говорила правду и только о хорошем, что есть в ребёнке.

В детском социуме (группе) закон – это воспитатель, и насколько воспитатель справедлив и честен, добр и жизнерадостен, зависит атмосфера группы и взаимопонимание с детьми и с родителями.

Неформальность укрепляет отношения

Всё больше и больше я понимала насколько важно вовлекать родителей в жизнь группы. Ведь основное время дети находились со мной, почти вся их сознательная жизнь протекала в рамках группы, а мамы и папы в домашних условиях в основном бывают озабочены бытовыми задачами, от которых их сложно отвлечь.

И дети активно помогали мне решать эту задачу. Пришла идея выехать на природу всей семьёй в выходные дни. Это была потрясающая поездка: папы с сыновьями готовили костёр, мамы с девочками хозяйничали на кухне. Абсолютно каждый был занят, участвовал в общем деле.

Если какая-либо мамочка принимала образ «заботливой хлопотушки-мамочки», забирающей инициативу в свои руки, на помощь приходила я. При этом не акцентировала её внимание на неправильности её действий.

Просто включала проверенный механизм воздействия детей на родителей, обращалась опять к самим ребятам с напоминанием, какие мы большие и самостоятельные, что к мамам надо относиться бережно и забирать большую часть работы на себя (детский навык манипулирования родителями обращала в позитивное русло, пригодилось).

Ну, а после сделанной работы, как полагается все удовольствия: строили снежную крепость, катались с горки, играли в игры, и конечно же большое застолье с вкусными шашлыками. Все сразу заметили, как много дети кушают (вот бы в д/с так), съедено было всё.

А на утро следующего дня, все отметили, что, приехав домой вечером, дети были спокойными, удовлетворёнными, усталыми и просто свалились спать раньше обычного. Проявили горячее желание, что почаще бы вот так собираться и выезжать за город. Сразу же наметили следующий выезд золотой осенью. Только вот погода не задалась в эту осень. Ну, ничего что-нибудь придумаем.

Осторожно! Книжные герои, телевидение, интернет влияют на формирование качеств ребёнка 

Чудом оказалась реализация проекта «Возрождение семейного чтения». Учитывая, что в нравственном воспитании книги стали менее востребованы, в приоритете экран телевизора, компьютер, с которыми в жизнь ребенка часто входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Пришла новая идея: подружиться с «Детской городской библиотекой». Это была находка для работы. Конечно составляет огромную трудность вырвать родителей из рутинной домашней работы и привлечь к развлечениям. Как и всегда родители заняты, но мои дети великолепные помощники в этом – всех родителей собрали сами.

Главное замотивировать детей, рассказать «вкусно» о предстоящем мероприятии. И снова единой семьёй с мамами и папами мы пошли на экскурсию в библиотеку. Встретили нас как дорогих гостей. Провели по всем книжным залам, много рассказывали, показывали, всё происходило в игровой форме.

Во время беседы с родителями о важности чтения в семье, детям дали полную свободу в игровом зале.  Было здорово!!!  Покидая библиотеку, родители активно выражали согласие с сотрудниками библиотеки о важности возвращения детей к чтению книг и в правильном направлении ребёнка в использовании телевидения и компьютера.

Таким образом, в сознание родителей посеялись первые зёрнышки о важности чтения книг в жизни семьи. И потекла наша дружба с сотрудниками библиотеки, которым, только это и надо – наше участие.

Праздники или культура наших предков формируют Человеческие качества 

Незамедлительно с шикарной программой сотрудники библиотеки приехали в наш детский сад на праздник «Петра и Февронии – день любви и семьи». Приехали с фольклорным ансамблем «Тагильские вечёрки».

Вечер был очень интересным и деятельным: сначала информационная часть, в которой речь шла об истории народного праздника. Далее творческая часть: были беседы и занимательные занятия на тему своей семьи, дети вместе с родителями рисовали, отгадывали загадки и ребусы.

После все вышли на центральную площадку водить хороводы: мамы, папы, бабушки, дедушки. А потом играли в русские народные игры. Многоголосье русского народного ансамбля заворожило всю округу, в детский сад стали стекаться люди с жилого квартала, получилось настоящее народное гулянье. 

Было совершенно всё необычно, не стандартно. На следующий день в детском саду только и разговоров было, какой необыкновенный праздник был вчера. Родители встречались друг с другом в раздевалках, на лестничных клетках и делились впечатлениями: «А Вы видели вчерашний праздник?» Ведь родители из других групп совершенно случайно попали на этот праздник: был вечер, время забирать детей из детского сада.

О жизни нашей большой семьи можно говорить очень долго, это только несколько моментов, не учитывая рутинные бытовые дела: бурные подготовки к праздникам, совместные творческие работы, строительство снежных фигур на участке, выпекания тортов и много-много другое.

А заветную мечту или общую задачу «Как сделать ребёнка счастливым?» можно перефразировать попросту другими словами: как сделать себя счастливыми, потому что именно от того, счастливы ли наши дети, зависит наше счастье. Разве это не так?

А путь решения этой задачи один: формирование человеческих качеств характера в ребёнке, чем выше качества характера, тем благосклонней будет к нему судьба.

Вывод

Каждый раз, не наставлениями решала любую воспитательную задачу, а погружая родителей в жизненные ситуации, потому что, только ПРОЖИВ какой-то момент, мы в состоянии понять решение любой задачи. Вот такие мы люди: мы не любые слова услышим и нас не всякие поступки тронут, а вот свой опыт мы не забудем никогда.

Таким образом, неожиданно для меня, мы не только совместно находили пути формирования качеств наших малышей, родители стали выкладывать и свои личные  затруднительные жизненные ситуации.

Всё очень просто и сложно: учусь думать о людях, которые окружают меня, об их нуждах, надо вставать на их место, думать об их интересах. Одним словом любить людей, которые рядом с тобой.

Не лёгкое это дело: учить себя. Когда отдаёшь своё внимание, свою энергию, свою любовь, люди это чувствуют и тогда всё, что отдал, возвращается сторицей.  Это не пафосные слова – это истина и мои глубокие убеждения, именно ими я руководствуюсь в работе с родителями.

И ещё.  Есть замечательная английская пословица:

«Не пытайтесь воспитывать детей. Всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

А тебя, мой дорогой читатель, приглашаю поучаствовать в конкурсе. который проводится абсолютно честным сайтом IBOOK.PRO. Просто поделись этой статьёй с другими, сделай репост и возможно удача улыбнётся тебе - ты выиграешь новый ноутбук! Не упускай, встречающиеся возможности. Удачи тебе!

8 комментариев

Аватар комментатора Вера Матанцева Автор: Вера Матанцева

Ирина, как правильно Вы подходите к воспитанию и детей, и родителей. Статья покажет или напомнит взрослым, что ребёнку важно общаться с родными не только за едой и перед сном. Сама была воспитателем, правда в ясельной группе и подобные задачи передо мной не стояли, но делать детей счастливыми-получалось. Спасибо за статью, в которой показываете, что нельзя быть равнодушным к духовному развитию детей.

Аватар комментатора Ирина Аверина Автор: Ирина Аверина

Да, Вера, к сожалению технический процесс прогрессирует, а духовное и нравственное развитие утрачивается всё больше и больше. Педагоги, как никто глубоко это видят. Спасибо большое за отзыв!

Аватар комментатора Ольга Автор: Ольга

Благодарю вас, Ирина за то, что делитесь своим опытом общения педагога с родителями. Вы классный воспитатель! Я сама школьный учитель, поэтому было интересно почитать 😊👍

Аватар комментатора Ирина Аверина Автор: Ирина Аверина

Оля, я тоже школьный учитель и учитель музыки, ещё Индивидуальный Предприниматель, но сейчас вынуждена работать воспитателем из-за внуков. Мы с Вами коллеги и я рада тому, что при случае поймём друг друга. Благодарю Вас!

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Ирина, вот если бы все были такими воспитателями! Вы учите родителей и детей самостоятельно приходить к решениям - это просто здорово! Я еще не совсем избавилась от наследия советской жизни: приходиться все время контролировать себя на тему - а не забираю ли я инициативу у ребенка, это очень трудно... Вы - молодец!

Аватар комментатора Ирина Аверина Автор: Ирина Аверина

Благодарю, Наталья, за внимание к статье! Одно из глубоких моих убеждений - всякое дело нужно выполнять качественно, а в области медицины и педагогики особенно. Человек просто обязан обладать предназначением, потому как от этой деятельности зависит жизнь и судьба людей. Я знаю, Вы педагог от Бога, от того и контролируете свою педагогическую деятельность. Воспитатель - это не основная моя профессия, но я стремилась выполнять свои обязанности качественно.
Ещё раз хочется выразить Вам свою благодарность, Наталья, Вы подарили мне радость!

Аватар комментатора Алла Автор: Алла

В статье описан личный опыт работы с детьми и их родителями, и я думаю не мешало бы почитать эту статью многим родителям, т.к. вы ставили истинные цели сделать детей счастливыми. Многие родители не знают и не видят этого, и я думаю, что ваши педагогические методы воспитания принесут хорошие результаты. Статьей поделилась, пусть читают, как сделать своих детей счастливыми, и как говорится "мотают на ус"

Аватар комментатора Ирина Аверина Автор: Ирина Аверина

Алла, я несказанно рада Вашему посещению моего интернет-ресурса. Для меня это большая честь. Каждый раз я жду от Вас новых заметок невероятно полезной информации. Сильно благодарна Вам за помощь, за комментарий и репост! Спасибо Вам огромное!

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение